Монолитная операционная система (ОС) представляет собой один из типов архитектур операционных систем, где все компоненты системы находятся в одном адресном пространстве. Это означает, что ядро и все системные сервисы, а также прикладные программы работают на одном уровне привилегий и имеют прямой доступ к памяти друг друга.
В контексте общей темы операционных систем, монолитные ОС отличаются от микроядерных или серверных систем, где ядро минимально и большинство сервисов работают в пользовательском режиме, изолированно от ядра. В монолитных системах, таких как классическая UNIX или Windows вплоть до Windows XP, ядро включает в себя множество компонентов, таких как драйверы устройств, системные вызовы, планировщик процессов и другие системные службы.
Преимущества монолитных ОС включают в себя более высокую производительность, поскольку нет необходимости в переключении контекста между пользовательским режимом и ядром для выполнения системных функций. Также такая архитектура может быть более простой в реализации, так как разработчикам не нужно строго разделять компоненты по уровням привилегий.
Однако, монолитные ОС имеют и ряд недостатков. Главный из них - это уязвимость системы. Поскольку все компоненты работают на одном уровне привилегий, ошибка в любом из них может привести к краху всей системы. Кроме того, такие системы сложнее в обслуживании и обновлении, так как изменения в ядре требуют перекомпиляции всей системы и могут вызвать непредвиденные побочные эффекты.
В современных операционных системах, таких как Windows Vista и более поздние версии, macOS, Linux, наблюдается тенденция к использованию гибридных архитектур, которые сочетают в себе элементы как монолитных, так и микроядерных систем. Это позволяет сохранить производительность, характерную для монолитных систем, при этом обеспечивая большую безопасность и гибкость, свойственные микроядерным системам.